Кинобизнес начинается с контента. Сценарий написан, фильм снят, спродюсирован, пора выходить в коммерческий прокат и показать свое творение зрителю, и вот на сцену выходит… нет, не ваш фильм, а дистрибуция.
Вадим Бондарев, коммерческий директор компании «ПроЛог», эксперт в области учета авторских прав на медиаконтент и автоматизации компаний медиабизнеса.
Рынок меняется, а дистрибуция нет?
За последние годы рынок стал более сложным: контента стало больше, контент становится разноплановым. Сам рынок видео изменился и продолжает меняться: возникли новые тренды, растут запросы на UGC-контент, становятся востребованы анимационные ролики. А процессы дистрибуции остаются прежними.
В классическом варианте картина проходит последовательно по четырем каналам дистрибуции: показ в кинотеатрах, продажа компакт-дисков, показ на телеканалах и интернет-сервисы типа OKKO, IVI, KION и др.
И хотя 45% общих доходов от проката идет от кинопроката, не все фильмы имеют успех в кинотеатрах. Согласно исследованиям Deloitte тип контента влияет на его канал дистрибуции:
В отличие от мэйджоров, для независимых студий и компаний-продавцов (sales-houses) основной площадкой для продажи готовых или ещё не отснятых фильмов являются ключевые кинорынки:
European Film Market (EFM)
Hong Kong International Film & TV Market (FILMART)
MIPTV
MIPCOM
Annecy International Animation Film Market
Кинорынок в рамках Toronto International Film Festival
MIPCOM
American Film Market
Однако 2020 год сильно пошатнул отрасль, заставив индустрию пересмотреть привычные каналы коммуникации и дистрибуции контента. Так американский кинорынок за пандемию потерял 80% сборов, а общемировой − 70%. Из-за приостановки деятельности кинотеатров падение рынка в России составило до 44,3%.
Начиная с 2020 кинорынки по всему миру отменялись, а количество сделок в онлайн-формате сократилось по разным подсчетам от 25% до 45%.
Сложившаяся ситуация ускорила процесс цифровизации киноотрасли, развитию стриминга и сервисов цифровой дистрибуции контента. Всё чаще стали звучать запросы на оптимизацию и автоматизацию всех этапов кинопроизводства: от продакшн до дистрибуции.
Глобальная цифровизация дистрибуции контента для киноиндустрии.
Развитие сервисов покупки и продажи прав (лицензии) на публичный показ фильмов и музыкальный произведений в digital-среде становится новым каналом дистрибуции контента для кино- и музыкальной индустрии.
На рынок выходят лицензионные маркетплейсы. На сегодняшний день они способны не только выложить фильмы, сериалы, документалки, музыку на общедоступную витрину, где их найдет покупатель, но и отследят доступные права, помогут вести сделки, распределят роялти, передадут информацию в 1С и вам не придётся переживать по поводу декларирования доходов и сбора денег.
Это мощный дополнительный канал продаж, охватывающий новые рынки и аудиторию 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, на которой покупатели могут перейти от поиска контента к сделке за несколько дней, а не месяцев.
Такие платформы дают возможность запустить продажи с нуля без больших вложений, получить качественный целевой трафик даже для малоизвестных компаний. Вне зависимости от ситуации в мире: отмены кинофестивалей, премьерных показов, закрытия площадок, маркетплейс позволит бизнесу оставаться на плаву и даже расти: лицензировать как свежие релизы, так и каталожный контент, открывать новые рынки, эффективно заполнять эфирную сетку интересными тайтлами и т.д. не тратя деньги на посредников.
Для покупателей такие сервисы чаще всего бесплатны, для продавцов контента монетизация подразумевает процент за сделку или подписную модель.
Мы уже привыкли к маркетплейсам в e-com и активно пользуемся Ozon, Wildberries, Amazon, Ebay, PANDAO и др. Почему бы не начать пользоваться маркетплейсом для дистрибуции фильмов?
Сравнительные характеристики и функционал основных лицензионных маркетплейсов, представленных на рынке, приведены в таблице
От простых к более продвинутым решениям.
Платформы берут на себя ряд важных рутинных задач по выводу контента на рынок, его продвижению и ускорению процесса коммуникации, согласования тайтлов, продаж и непосредственно ведения сделок. Большим плюсом цифровых площадок является доступ к каталогам 24/7 вне зависимости от часового пояса продавца и покупателя. Лицензионный контент от сотен дистрибьюторов кино и телевидения представлен на единой площадке. Таким образом монетизировать каталог и находить квалифицированных покупателей по всему миру стало в разы проще.
Многочисленные международные исследования подтверждают рост рынка цифровой дистрибуции в ответ на кратный рост контента. Важно отметить, что и характер сделок существенно усложнился за последние годы. Поэтому одной из важнейших тем в медиаиндустрии становится не только продажа, но и оптимизация в области управления и учета авторскими правами, поскольку напрямую влияет на доходность компаний-правообладателей и дистрибьюторов.
Источники: Business Wire, TRANSPARENCY MARKET RESEARCH, RESERCH NESTER
Если рассматривать будущее дистрибуции и маркетплейсов, как их неотъемлемой части, становится очевидно, что сервисам необходимо сосредоточиться на встроенных или интегрированных системах учета лицензионных контрактов и автоматизации финансов. Фактически они должны стать для кинокомпаний экосистемой, в которой будет сосредоточена не только дистрибуция, но и менеджмент по лицензионными сделкам, расчету финансов любой сложности и отчетности.
Вероятно, что в ближайшие 5-7 лет в функционале подобных сервисов также появится нейросеть, которая сможет дать жанровые рекомендации, прогнозировать популярность или подбирать схожий лицензионный контент по входным параметрам.
При выборе лицензионного маркетплейса стоит обратить внимание на российский сервис Rightscreen. Маркетплейс обладает серьезным функционалом в сравнении с конкурентами, имея в арсенале мощный SaaS в виде встроенной системы учета прав и расчета выплат. Таким образом сервис решает две важных проблемы: высвобождает до время на поиск лицензиата и проверку контента на легитимность, с другой стороны в режиме реального времени предоставляет отчеты об использовании прав и рассчитывает финансовые обязательства между контрагентами внутри описанного компанией бизнес-процесса в отношении лицензионного контента.
Можно ли говорить о революции в дистрибуции контента с появлением таких сервисов?
Появление лицензионных маркетплейсов – это действительно прорыв для рынка киноконтента. Но смогут ли они заменить привычные каналы дистрибуции? Полностью, нет. Маркетплейс стоит рассматривать как дополнительный источник дохода для продюсеров и дистрибьюторов, как неотъемлемую в будущем часть экосистемы медиаиндустрии. Должно пройти некоторое некоторое время, медиарынок еще не готов и с большим трудом принимает digital, предпочитая выстраивать долгосрочные отношения через личные связи.
Тем не менее, лицензионные маркетплейсы объединяют медиарынки по всему миру, предоставляя возможность лицензиарам встретиться с лицензиатами на удобной онлайн-площадке, увеличить продажи, тратя на это меньше времени.
Настанет время, и весь мир начнет продавать и покупать лицензионный контент в один клик на подобных платформах.
Статья вышла при поддержке главного редактора журнала «Кабельщик.ру» Яны Бельских.
Comments