Вадим Бондарев, коммерческий директор компании «ПроЛог», о возможностях лицензионных маркетплейсов для дистрибуции контента в интервью журналисту портала «Мысли О...» Максиму Русских.
От идеи до реализации лицензионного маркетплейса Rightscreen, борьбы за торговый знак, возможностях и планах по развитию системы.
М.Р.: – Расскажите, как родилась идея маркетплейса?
В.Б.: Идея лицензионного маркетплейса возникла около 5 лет назад, и всё это время мы работали над ее реализацией: готовили технологическую базу, проводили custdev рынка. Сама идея того, как должен был работать маркетплейс тоже должна была «побиться» об реалии бизнеса. Еще 5 лет назад рынок был не готов к появлению цифровой площадки для покупки и продажи аудиовизуального контента. Но современный мир диктует новые условия, бизнес активно переходит в онлайн, и нашей задачей стало помочь ему сделать это бесшовно.
Чаще всего мы слышали запрос «хотим отслеживать цепочки прав на лицензионный контент», «проверить контент на легитимность». Рынку была нужна общая система, «единое окно», где лицензионный контент легко найти, проверить, продать и купить, расширить охват, найти новых партнеров, а при желании еще и навести порядок в сделках, рассчитать финансы, автоматизировать учёт, прогнозировать продажи и т.п.
9 лет назад появилась ERP-система учета прав MediaRights Revolution, а в 2021 году на ее базе построен лицензионный маркетплейс Rightscreen. Система решает задачи поиска, покупки, продажи контент, отслеживание его использования, расчета долей выплат, и предоставления отчетов в режиме реального времени, объединяя на единой площадке правообладателей, дистрибьюторов и лицензиатов вне зависимости от локации, языка и задач: будь то наполнение эфирной сетки вещания, покупки прав на музыку, слова, персонажей, сериал, фильм, анимацию и т.п.
М.Р.: – Как родилось название Rightscreen и о чем оно для вас?
В.Б.: В муках (смеётся). Это произошло в конце мая-начале июня 2021 года. Маркетплейс первоначально имел рабочее название «Mediadata». Но когда мы обратились в патентное бюро, оказалось, что это название занято. Тогда мы проверили торговый знак Rightscreen, он оказался свободен и уже полностью отражал суть будущего лицензионного маркетплейса. Так 7 июня 2021 года мы выкупили домены Rightscreen.info и Rightscreen.ru и начали вести активную кампанию с данным товарным именем, даже успели поучаствовать конкурсе инновационных проектов Media Gate.
К сожалению, всё оказалось не так просто, сегодня мы ведем борьбу за данный торговый знак (примечание: за данное торговое наименование борется еще одна компания), но мы не сдаемся.
М.Р.: – Кому будет интересна платформа?
В.Б.: Платформа в первую очередь интересна правообладателям и дистрибьюторам контента. Им важно дотянуться до байеров, выйти на новые рынки, куда они, возможно, не могут дотянуться физически, и маркетплейс – это ключ, который откроет им двери к новым возможностям. Да, есть правообладатели, чей контент не нуждается в рекламе, и распродается задолго до релиза. Однако для менее известных авторов, правообладателей – это прекрасная возможность заявить о себе всему миру на онлайн-площадке. К тому же бесконечно меняющемся vuka-мире, подкидывающем нам новые препятствия в виде отмены форумов и кинофестивалей и невозможности наладить прямые контакты между правообладателями и байерами, важно иметь такой инструмент, который позволит бизнесу оставаться на плаву и даже расти: лицензировать как свежие релизы, так и каталожный контент, открывать новые рынки, эффективно заполнять эфирную сетку интересными тайтлами и т.д. не тратя деньги на посредников.
М.Р.: – Что с тарифами?
В.Б.: В Rightscreen подписная модель. Никаких процентов за сделку, всё абсолютно прозрачно. За $100 в месяц правообладатель получает не просто доступ маркетплейсу в котором присутствуют байеры из различных уголков мира, но и к мощному встроенному бэкофису по управлению контрактами и автоматизированному расчету финансов. Мы также предусмотрели рекламные инструменты для продвижения контента внутри маркетплейса.
Для байеров доступ к лицензионному маркетплейсу бесплатный, нужна лишь авторизация.
М.Р.: – Какие у вас планы по развитию Rightscreen? Что будет уметь платформа через 5 лет?
В.Б.: В ближайшие 5 лет мы сфокусируемся на улучшениях платформы для пользователей. Также отдельным направлением станет создание советника на базе искусственного интеллекта. Нейросеть сможет давать рекомендации по стоимости, прогнозировать популярность или подбирать схожий лицензионный контент по входным параметрам. Ну и конечно будем расширять базу пользователей, чтобы маркетплейсом могли пользоваться участники со всего мира.
М.Р.: – Есть то, что вы бы хотели улучшить или то, что больше всего требует изменений?
В.Б.: Платформа готова и находится на этапе тестирования нашими пользователями, однако всегда есть то, что нужно улучшать. Последние несколько лет мы строим сложную математическую модель, которая позволит автоматически сопоставлять права между различными стандартами и юрисдикциями, например IFTA (Independent Film and Television Alliance) в ГК РФ (Гражданский кодекс Российской Федерации).
Система уже доступна массовому рынку, так что если вы правообладатель, дистрибьютор или байер, вы уже можете присоединиться к нам, чтобы оценить ее возможности для вашего бизнеса.
М.Р.: – На какой рынок вы выходите в первую очередь?
В.Б.: Российский рынок нужно продавать за рубежом, а зарубежный рынок нужно везти в Россию. Мы тратим много усилий для привлечения зарубежных правообладателей и не исключаем того, что и российские компании и госструктуры, которые занимаются выводом российского кинематографа на зарубежный рынок обратят внимание на нашу платформу.
М.Р.: – Кто уже стал клиентом?
В.Б.: ABC, Vision Films, Russian Film Group, Союзмультфильм и др.. Также мы на стадии заключения договора с несколькими крупными российскими игроками, которых пока не можем называть.
М.Р.: – Как вы находите клиентов или они вас?
В.Б.: Самыми первыми пользователями витрины Rightscreen стали компании, у которых уже внедрена система учета прав MediaRights Revolution. Маркетплейс Rightscreen стал доступен им по умолчанию как надстройка к системе учета прав.
Новых партнеров мы привлекаем старым добрым direct-маркетингом, так как рынок ценит личное общение. Мы также ведем переговоры с российскими и зарубежными байерами, участвуем в профильных форумах и конференциях. В декабре мы провели небольшую PR-кампанию, 50 ключевых игроков рынка получили новогодние подарки с символикой маркетплейса.
М.Р.: – Что самое важное, что нужно знать пользователям при работе с маркетплейсом?
В.Б.: Rightscreen — это торговая площадка для покупки и продажи лицензионного контента. Его можно сравнить с большим рынком, где представлены продавцы и покупатели со всего мира. Здесь любой правообладатель становится гарантированно видимым всем его участникам, при желании, конечно (прим.: можно создавать публичные или персонализированные витрины).
Такая стратегия интересна как новичкам только выводящим контент на новый рынок, так и старожилам для которых маркетплейс – еще один способ заявить о себе, удержать позиции лидера рынка. Если же важно «придержать» контент, можно создавать закрытые персонализированные витрины и делать персональные предложения избранным пользователям.
Но самое важное – это встроенный бэкофис, способный полностью автоматизировать работу в части ведения лицензионных сделок и финансовых расчетов любой сложности. Так находить контент, проверять его легитимность, иметь возможность показать покупателю защищенные предпросмотровки, вовремя получать напоминания об истекающих правах, получать в один клик отчеты о наличии и использовании прав во избежание двойных закупок, считать отчисления, управлять бизнес-процессами теперь можно с помощью одного сервиса экономя время сотрудников и деньги компании.
М.Р.: – Есть ли у вас конкуренты на российском или зарубежном рынке?
В.Б.: На российском рынке компаний, делающих продукт подобного класса нет. На зарубежном рынке представлено несколько маркетплейсов-витрин, например Vuulr. Проблема в том, что в этих системах лицензионные сделки нигде не фиксируются и не влияют на наличие доступных прав. К тому же у нас существенно отличаются бизнес-модели. Зарубежные маркетплейсы получает процент от сделки, что не очень нравится правообладателям.
М.Р.: – Можно ли говорить о том, что российское решение уникально?
В.Б.: Да, совершенно верно.
Именно благодаря встроенному бэкофису лицензионный маркетплейс Rightscreen обладает серьезным функционалом. Система гибко конфигурируема и легко настраивается под компанию любого типа: правообладателя, дистрибьютора или лицензиата как в музыкальной, так и в киноиндустрии.
Надеемся уже в 2022 году пользователи оценят функционал и пользу платформы для роста и развития своих компаний.
Комментарии