Музыканты и создатели разнообразного контента часто задаются вопросом о возможных доходах от сотрудничества с киноиндустрией. Это взаимовыгодное партнерство может открыть новые горизонты для творцов. Но насколько велики эти доходы, и главное будут ли они регулярными? Киноиндустрия - это производство аудиовизуальных произведений. Что же такое аудиовизуальные произведения (далее - АВП)? К АВП можно отнести фильмы, сериалы, музыкальные клипы, видеостримы. Немое кино - это тоже аудиовизуальные произведения, несмотря на отсутствие звуковой дорожки.
Кто владеет авторскими правами на аудиовизуальные произведения в силу создания?
Прояснить этого вопрос необходимо потому, что обычно киностудии заключают с авторами договор авторского заказа, по которому авторские права переходят к киностудии или продюсерской компании.
Итак, Авторскими правами на АВП обладают:
Режиссер-постановщик: Учитывается как автор, особенно в случае оригинального творческого вклада в создание фильма. Не получает авторских роялти от проката фильма, если иное не указано в договоре авторского заказа
Автор сценария: Имеет авторские права на сценарий, особенно если он создан на основе существующих литературных произведений. Не получает авторских роялти от проката фильма, если иное не указано в договоре авторского заказа
Композитор: Автор музыкальных произведений, созданных специально для аудиовизуального произведения. Имеет право на их самостоятельное использование и получение вознаграждения за публичное использование. Если иное не определено договором авторского заказа
Продюсеры: Имеют исключительные права на фильм в качестве изготовителей аудиовизуальных произведений, а также личные неимущественные права, такие как право на указание своего имени при использовании объекта.
Договоры, заключаемые в процессе создания АВП
Любой заключаемый вами договор требует внимательного прочтения. Подводные камни в виде непонятных или нечетких формулировок в договорах авторского заказа и в лицензионных контрактах способны лишить вас в будущем безусловного дохода в виде авторских роялти. Необходимо обратить внимание на возможность самостоятельного использования произведения, получение роялти от публичного показа АВП, тиражирования и прочих способов использования.
Если вы сомневаетесь в тексте договора, наши юристы помогут вам защитить свои интересы. Если вы лицензировали или написали музыку для фильма, после его выхода на экраны, ваше музыкальное произведение может стать суперпопулярным, но если вы полностью передали авторские права продюсерам фильма, то вы не получите ни копейки сверх выплаченного вам гонорара.
Что нужно знать перед подписанием договора?
Первое, что следует учесть — это детали договора авторского заказа. Этот документ часто содержит условия, согласно которым авторские права на созданный материал переходят к киностудии или продюсеру. Это значит, что после подписания договора, вы можете потерять контроль над своим произведением.
Второе, что важно понимать — это различие между "правами на использование" (лицензия) и "полным владением"(отчуждение). Некоторые договоры могут предоставлять вам право на использование своего творчества в рамках конкретного проекта, но не давать полного контроля над этим творчеством.
Третье, на что стоит обратить внимание — это условия выплаты роялти. Иногда в договорах могут быть скрыты условия, ограничивающие вашу способность получать роялти за дальнейшее использование вашего творчества вне рамок первоначального проекта.
Объекты интеллектуальных прав в аудиовизуальном произведении и виды договоров на передачу прав
Вид объекта | Вид прав и первоначальный правообладатель | Вид договора на передачу прав |
Сценарий аудиовизуального произведения | Объект авторского права; первоначальный правообладатель: автор сценария | Договор авторского заказа, лицензионный договор |
Литературное произведение, положенное в основу сценария | Объект авторского права; первоначальный правообладатель: писатель – автор произведения | Лицензионный договор |
Музыкальное произведение, специально созданное для аудиовизуального произведения | Объект авторского права. первоначальные правообладатели: композитор и поэт (в случае песни) | Договор авторского заказа |
Музыкальное произведение, созданное ранее и включенное в аудиовизуальное произведение | Объект авторского права. правообладатели – композитор и поэт (если музыкальное произведение с текстом | Лицензионный договор |
Фонограмма музыкального произведения, созданная ранее и включенная в аудиовизуальное произведение | Объект смежных прав, правообладатели: производитель фонограммы и исполнитель | Лицензионный договор |
Режиссура аудиовизуального произведения | Объект смежных прав. первоначальный правообладатель: режиссер-постановщик | Договор авторского заказа |
Художественное произведение, специально созданное для аудиовизуального произведения | Объект авторского права. первоначальный правообладатель: художник, художник-оформитель | Договор авторского заказа |
Художественное произведение, созданное ранее, как самостоятельное произведение | Объект авторского права. первоначальный правообладатель: художник | Лицензионный договор |
Исполнение роли, чтение, пение и иное исполнение в процессе создания аудиовизуального произведения | Объект смежных прав; первоначальный правообладатель: артист-исполнитель | Договор авторского заказа |
Иные произведения, создаваемые в процессе работы над аудиовизуальным произведением | Первоначальные правообладатели – оператор-постановщик, художник-постановщик и др. | Договор авторского заказа |
Для того, чтобы держать реестр договоров в порядке, видеть имеющийся у вас объем прав по каждому объекту и по проекту в целом, а также иметь возможность использовать лицензированные произведения более чем в одном произведении - удобно использовать MediaRights Revolution. Система автоматически рассчитывает объем доступных прав при каждом использовании, хранит текст договоров и их сканы, и для каждого объекта авторских или смежных прав хранит финансовые условия и формулы расчета выплат.
Права на музыку, передаваемые по лицензионному договору на синхронизацию (использование в качестве звуковой дорожки к фильму)
Когда вы продаете права на сихронизацию, нужно понимать, что в результате синхронизации ваша музыка становится неотъемлемой частью аудиовизуального произведения, которое в свою очередь является объектом авторского права. Выплаты за лицензию на синхронизацию определяются условиями лицензионного соглашения между правообладателями музыкального произведения и продюсерами аудиовизуального произведения, которые хотят использовать эту музыку в своем проекте. Выплаты могут производиться по одному из нижеописанных правил:
Гонорар (фиксированная сумма): Это определенная сумма, которую получают авторы или владельцы прав на музыкальные произведения за их использование. Размер гонорара зависит от множества факторов, включая популярность музыки, длительность использования и другие условия лицензионного соглашения.
Выплата траншами (фиксированная сумма): В некоторых случаях, особенно если музыка используется в нескольких местах или в течение длительного периода времени, может быть предусмотрено разделение суммы выплаты на несколько платежей. Это означает, что вместо одного большого гонорара авторы получают несколько меньших платежей распределенных во времени.
Роялти (процент от сборов): Если вы известный композитор или владелец прав на суперпопулярную музыку, то продюсеры могут предложить вам контракт с условиями регулярной выплаты процентов от продаж будущего АВП, также могут быть предусмотрены бонусы или дополнительные выплаты за рекламу, продажу альбома или других связанных действий, которые приводят к увеличению дохода от использования музыки.
Минимальный аванс (Фиксированная сумма+роялти) Эта модель подразумевает выплату фиксированного платежа, и отчислений с продаж АВП, после того, как эти сборы покроют сумму аванса. Позволяет уменьшить размер роялти, или привлечь знаменитостей в проект.
Все эти финансовые модели вы можете назначать при создании условий оплаты на лицензионных сделках или сделках на передачу (отчуждение) прав в системе учета прав и расчета роялти MediaRights Revolution (MR2). На объектах авторского и смежного права могут быть соавторы, которые делят объем прав в какой-либо пропорции. MR2 автоматически рассчитывает выплаты согласно долям правообладателей на основании условий договора и готовит отчетность перед ними.
Komentarze